Славянское язычество довольно бедно на источники, касающиеся непосредственно мифологии, Божеств, собственно языческих представлений. Существует распространённое мнение, что в фольклоре (устное народное творчество, записанное у нас в основном в XIX в.: сказки, былины, песни) языческое предание сохранилось в каком-то виде (утверждения типа: «Илья-Муромец это Перун, а Соловей-Разбойник – Стрибог»), но это всё крайне шатко. Нет никакого сомнения, что в фольклоре понамешано всего и вся: позднейшее творчество, христианство, зарубежные влияния. Полагаю, славянское язычество там тоже в каком-то виде есть, но метода, позволяющего уверенно отделять его от прочего и возвращать в начальный вид – не-ту. Так что читайте сказки и былины, но знайте, что это в лучшем случае предположительный вспомогательный материал.

Эта бедность источников привела к появлению не просто подделок, а целой субкультуры, основанной на бреде, который, конечно, в немалой степени завязан под славянское язычество. В конце поста я факультативно вернусь к этой теме, дабы обрисовать у названной субкультуры несколько типичных черт. Но прежде всего данный пост посвящён не критике, а советам.

Далее я хочу дать ссылки на несколько книжек, в которых вы не найдёте чепухи и домыслов. Кстати, в нём вы не найдёте и трудов Б.А. Рыбакова. Конечно, я не равняю его с мистификаторами, и даже готов был бы простить его фактические ошибки, которых удивительно много. Но его совершенно фантазийные обоснования столь же фантазийных ключевых гипотез – о якобы всеобщем верховном Боге Роде (был такой, но уж не верховный) и Рожаницах (то у них усы, то они приобретают весьма спорные имена), о Богине «Макоши» (на самом деле она Мокошь), о Семаргле как якобы крылатой собаке с узоров на браслетах, и много чём ещё – вынуждают меня исключить его из списка рекомендованной (во всяком случае не для специалистов) литературы.

С чего начать?

 

Гейштор А. Мифология славян. Прежде всего, эта польская книга хороша охватом репертуара. Здесь и заметки по индоевропейскому наследию, и учёт археологии (пусть и немножко устаревший с 1982 года, когда книга была издана), и уместные отсылки к этнографии и фольклору, и, что наиболее симпатично, широкий обзор текстов всех традиций: прежде всего древнерусской и полабо-балтийской. Единственное русское издание 2014 года также дополнено приложениями и иллюстрациями титана славянской археологии Л. Слупецкого.

Что было у восточных славян?

 

Здесь назову две книги. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Двухтомник за столетие не утратил актуальности ни на йоту. Первый том тщательно, по темам, сортирует славянскую мифологию и обрядность, довольно грамотно анализируя всё, что мы по ней знаем. Второй том представляет до сих пор не превзойдённый компендиум ключевых поучений против язычества (важнейшие тексты-источники) в оригинале. Есть издание 2013 года, где оба тома сведены под одной обложкой; увы, в нём выброшена часть примечаний. Вторая работа: Мансикка В.Й. Религия восточных славян. Недавно вышло новое издание, в руках не держал. Моё – 2005 года, и могу сказать, что книга действительно лучшая в теме. Финский славист разбирает ВСЕ значительные древнерусские тексты (как и другие, связанные с восточнославянской религией), не только анализируя их содержание, но и отмечая текстологические связи, которые в некоторых случаях имеют принципиальное значение. Некоторые не любят Мансикку за «излишний скептицизм», но я его там особо не наблюдаю: напротив, столь всеохватный и отрезвляющий труд вызывает у меня одни восторги.

Говоришь, были еще полабо-балтийские славяне?

 

Гильфердинг А.Ф. История балтийских славян. Рекомендую издание «Русской Панорамы» 2013 года, хотя в оригинале работа насчитывает уже полтора столетия. Это не мешает ей оставаться не только актуальной, но и, говоря честно, лучшей, поскольку ряд (не столь уж и большой) последующих русскоязычных работ акцентировались на какой-то локальной проблеме (история такого-то народа; такой-то текст и т.п.). Гильфердинг же постарался дать полный очерк проблемы: здесь и история, и религия, и обзор памятников (хотя последнее – в меньшей степени). Единственный недостаток – полное отсутствие археологического обзора, поскольку открытия в этой области лишь предстояли. Впрочем, по этой теме на русском ничего значительного и нет; уже более 30 лет остаётся не переведённой невероятно крутая немецкая книжка по этой теме: Herrmann J. Die Slawen in Deutschland, которую по-русски все ждут и ждут, а её всё нет и нет.

А есть ли хорошая историография славянской мифологии?

 

Вот здесь дам ссылку, за которую многие коллеги захотят ругаться, и наверно, отчасти я их пойму. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна: к реконструкции восточнославянского язычества. Автор – очень провокационный и, пожалуй, совсем не беспристрастный. Он прославился во многих кругах, но в конце концов, это не имеет отношения к делу. Не все его гипотезы и в данной работе вызывают однозначное согласие. Но вы же хотели историографию? Хотели разобраться, почему Ломоносова не надо равнять с современными учёными, и в чём Рыбаков или другие мэтры, как Иванов и Топоров заблуждались? – Так вот оно, читайте. Шикарный пинок Клейн выдаёт и почитателям всяких славянских вед и бред. Не иначе как великолепным можно назвать обзор литературы и уровень иллюстраций, хотя наверно очень уж лезть на Кавказ и в тему сравнений с полабо-балтийским миром автору было не надо. Любители Рыбакова будут ругаться на Клейна, но Рыбакова, говоря честно, грамотному славянскому язычнику очень есть за что не любить.

Что по происхождению славян?

 

Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. В книжке есть пара скучных глав про форму горшков той или иной небольшой культуры; но в целом работа очень хороша своей краткостью и важностью первых частей. Прослеживая процесс происхождения славян в рамках индоевропейского мира, автор убедительно обозначает эпоху их появления, вопросы прародины, расселения, становления языка. Седов является одним из наиболее признанных и именитых советских археологов, чьи труды не утратили актуальности.

Что по археологии?

 

Замечательная книга супругов-археологов: И.П. Русанова, Б.А. Тимощук. Языческие святилища древних славян. Особенно рекомендую издание 2007 года. Исследование относительно новое (1993 год); нельзя сказать, что после этого срока в славянской археологии произошли какие-то немыслимые революции. Обстоятельно и с достаточно широким охватом авторы анализируют одну за другой все сферы археологии религии славян. Возможно, список иллюстраций разочарует, но подключив интернет, его можно легко «окрасить».

Быт, военное дело, культура в целом

 

Л. Нидерле. Славянские древности. Хотя этой книге почти столетие, и в отношении археологии она несколько устарела, взгляды чешского мэтра на многие вопросы были настолько здравыми, что в целом работа сохраняет свою актуальность и поражает прозорливостью. Её охват безграничен, хотя и может быть назван беглым. Можно узнать, что славяне одевали, где и как жили, как женились, строили дома, проводили праздники и т.д. У этой книги есть продолжение, Zivot starých Slovanů, в которой приводится крайне тщательный и не имеющий аналогов разбор Божеств и других значимых мифологических понятий славян, но увы, её за 85 лет перевести не удосужились.

Хочу углубиться в тексты

 

Вижу, ты парень опытный, тогда вот книжку, которую не советую для начинающих. Ловмянский Г. Религия славян и её упадок (VI–XII вв.). Сразу скажу, что эту книгу ценю за текстологию, чей охват на русском языке (хотя книга переводная, польская, 1979 года) не имеет аналогов. Автор рассматривает буквально всё, что есть по теме, охватывая все регионы и народы славянского мира, включая и подделки. Огромный научный аппарат изобилует фрагментами переводов. При этом Ловмянский – главный скептик XX века, он отрицал (по-моему, немыслимо!) наличие многобожия у славян, германцев и праиндоевропейцев. Если не шибко проникаться этой идеей и переварить чрезвычайно тягучий научный язык книги, можно узнать много нового об источниках, формирующих наши представления о славянском язычестве.

А что с этнографией и фольклором?

 

Тема эта бесконечная, безбрежная. Есть те, кто занимался былинами, сказками, праздниками, вышивкой, резьбой по дереву, баней, да чего только нет. В качестве каталога (правда, действительно устаревшего и использующего даже ещё не разоблачённые подделки XVIII–XIX века) можно привести громадный трёхтомник: А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу; но надо понимать, что это своего рода энциклопедия, словарь, а не полноценно научная (сегодня) работа. Есть московское издательство Индрик с её блестящей, и истинно научной серией «Традиционная духовная культура славян», в которой десятки книг, посвящённые в основном как раз этнографической и фольклорной стороне дела; все издания этой серии можно смело читать, не боясь наткнуться на глупости. В отношении праздников, скажем, мне из не столь давно прочитанного очень понравилась Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды; но панове, ещё раз повторю, что здесь слишком много локальных тем и соответствующей классики по ней. При этом касательно этнографии и фольклора в целом повторю свой тезис, что язычество здесь присутствует настолько неявно, что начни вы его выводить из этих наук, получите всё что захотите.

Есть ли что-то толковое о каком-нибудь язычнике старого времени?

 

Блестящая, великолепная книга из знаменитой серии ЖЗЛ: Королёв А.С. Святослав. Вторым изданием 2017 года (с первым не знаком) можно просто наслаждаться: прекрасен и лёгок язык, обширен обзор фактов. Автор даёт не только биографию самого убеждённого язычника древнерусской истории, но и прекрасно погружает в культуру и эпоху десятого века.

Разумеется, не надо забывать про источники

 

«Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», поучения против язычества – хотя бы из названной книги Гальковского; Титмар Мерзебургский, Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Саксон Грамматик; скоро, надеюсь, и «Жития Оттона Бабенбергского (Бамбергского)» – всё это (XI–XIII вв.) тоже стоит почитать, если тема действительно интересна и хочется понять, чем жили в древности. Для сравнения неплохо бы заглянуть к скандинавам, скажем, в саги или «Младшую Эдду», чисто прочувствовать дух и понять, как могло быть у славян, да не сохранилось.

И, напротив, бегите, бросайте в топку, бейте в лицо, если увидите следующие черты «знатоков»:

— славянскую древность именуют «ведической» а все изображения древности прямо изобилуют свастиками (NB: Веды были только и только в Индии, и никаким боком славян не касаются; а все «славянские веды» – тупейшие подделки обычно постсоветской эпохи; свастики немного у древних славян были, но без перегибов);

— царствует лингвофричество (типа «культура – это древнеславянское слово со значением ‘культ Ра’»; NB это слово не славянское, а латинское, а Ра – египетский, а не славянский бог, и древним славянам известен не был; славянский язык относительно поздний и ранее II тысячелетия нашей эры не оказывал на письменный мир практически никакого влияния);

— славянам приписывают не просто глубочайшую древность, но и роль истока для всех прочих очагов культуры; здесь особое летосчисление «от сотворения мира в звёздном храме» (н.э.+5508 лет; NB: на самом деле это христианские расчёты, основанные на мифологии Библии от сотворения мира Богом христиан, см. хотя бы в википедии «Константинопольская эра»; славяне, повторюсь для истории народ довольно молодой, что вполне типично для североевропейского региона с его климатом, не вполне располагающим к процветанию в древности);

— здесь постоянно говорят, что «наука скрывает правду», «наука не доказала поддельность “Велесовой книги”», или, напротив, что «наука доказала, что все люди кроме негров – потомки славян, согласно ДНК-геналогии» (NB: наука чрезвычайно заинтересована в находках и публикации древнейших славянских памятников, ведь открыватели таких артефактов становятся столпами в истории науки, как, например, раскопавший Трою Генрих Шлиман или расшифровавший надпись на Розеттском камне Жан Шампольон – но этого не происходит просто потому что славянская археология не располагает памятниками подобной значимости. Поэтому, кстати, учёные занимались и «Велесовой книгой» – вдруг подлинная, но уже в 1990 году ни у кого из учёных (а не тех, кто пытается ими казаться) не было сомнения, что это подделка 1950-х. Что же касается соотнесения древних генов с конкретными народами – это вообще чепуха, поскольку народ определяется культурой, а не биологией; к тому же основные генотипы крупных миграций возникли задолго до исторических этносов и равным образом принадлежат множеству народов)

— здесь в качестве ссылок никогда не выступают научные труды или признанные памятники древности; «я смотрел по рен-тв», «читал в интернете», «в одном древнем предании, забыл как называется», «академик РАЕН Чудинов прочитал по-русски надпись в 50 000 лет» (NB академия РАЕН – это филькина шаражка, а научную степень В.А. Чудинов получил в те годы, когда в его голове ещё не произошло страшного щелчка, оторвавшего его от реальности). И т.д. И т.п.

Меня иногда просят даже не называть страшного и почему-то должного, по мнению некоторых, оскорблять всех язычников вообще слова «долбославие», но именно так это и называется. Охват его влияния невероятен. Оно известно намного больше, чем историческое язычество, и разного рода «славянские веганы» продолжают транслировать его многообразные виды всё далее. А вы отходите подальше и не испачкаетесь. Читайте хорошие книги. Их тоже всё больше.