Давным-давно, когда небо было низким, а сайт «ВКонтакте» не появился, инет-тусовка любителей славянщины зависала на сайте ЖЖ. С вольным или невольным переездом тусовки ВК, когда он возник (честно скажу, я вживую ЖЖ-эпоху не застал), ЖЖ-славянщина во многом обрела черты музея самой себе. И по сей день там можно найти величественные серии застывших в безмолвии больших постов, иногда с уже не отображающимися картинками, рассказывающими о том и о сём. Бродить по ним, переходя по ссылкам любопытных и порой весьма ценных комментов какого-нибудь 2007 или 2009 годов – бывает интересно и полезно. Например, скажу я вам, на мой взгляд тема полабо-балтийских славян, о которой и этот пост – в ЖЖ и по сей день представлена лучше, чем она отображена где-либо в тематических группах ВК. Я не стану перечислять всех авторов ЖЖ, которые воздвигли в ту эпоху эти шикарные сводки (местами не без бреда, разумеется, но при должных знаниях и со скидкой на эпоху..), таких как nap1000, miling_k или smelding – но кто в теме, тот сейчас с улыбкою и ностальгией покивает головой. С годами Андрей Пауль (он же https://nap1000.livejournal.com) из ЖЖ-постов сварганил весьма дельную книжку «Балтийские славяне: От Рерика до Старигарда» и исчез с радаров, другие ценные материалы осели на дне архивов таких групп как vk.com/drevnosti и…… собственно всё, в отношении именно тусовки ничего нет: отдельные знатоки, отдельные архивы. Но вот вдруг в начале 2016 года появился некто Роман Ушаков, с идеями и, как казалось, ресурсами, чтобы ни много ни мало снять фильм о наших лютичах и арконах. В группе vk.com/pesnibaltijskihslavjan появилась движуха, на свет полетели знатоки, посыпались картинки и книги, а потом.. Всё опять исчезло. В эту пору в бумаге вышла книга Пауля, потом Досаев издал первый русский перевод «Деяний данов» Саксона Грамматика, а я, слегка поучаствовав в этом издании, затащил потом Досаева и на перевод «Житий св. Оттона Бамбергского», разросшийся в большущий проект, который даст плоды, будем надеяться, лишь в 2019 году, но плоды обещают быть жирными. Знающие люди высмеяли два фильма Задорнова о Рюрике и Вещем Олеге, немного эксплуатирующего тему, а на канале культура в 2017 году вышел шикарный, хоть и довольно скучноватый фильмец на 40 минут «Предки наших предков. Балтийские славяне» (vk.com/wall-119055965_8404). Потом я проехался по Германии и Польше (https://dajbojic.ru/2017/10/28/65/– оттуда по ссылочкам), и увидел, как вяло отреагировал на мои рассказы о поездках народ. Так и теплилось. И вдруг Роман Ушаков по уже забытым каналам свистнул снова: фильм-таки будет! Замерший проект оживил выигранный грант. И вот, 30 ноября 2018 года я, позвав кого смог из старой тусовки, отправился на премьеру, благо она проходила в Питере: vk.com/event174075760 Что ждать? Я не знал, но честно говоря, решил не настраиваться очень уж оптимистично. На всякий. В кинозале студии Ленфильм в центре города собралось наверно человек 120, а то и 140. Я с удивлением заметил жене, что знакомцев тут – перечесть по пальцам: ладно, это писатель Михаил Серяков, это тот, этот другой, а кто остальные? Всё выяснилось скоро, когда любопытные кадры съёмок в заставке сменились презентацией. Девушка в наряде феи без крыльев сразу раскрыла все карты: всё делали киношники, выпускники разного рода режиссёрско-актёрских курсов, и именно они составляли большинство народу. «Скверно – подумал я – им же всё равно про что снимать, главное, чтоб по Станиславскому». Вышел на сцену и Роман Ушаков, режиссёр и автор сценария. Посетовав на исчезновение Пауля, имя которого большинству присутствующих ничего не дало, он тоже с ходу выдал в себе театрально-киношные манеры. «Хочется рассказать о том, что мне интересно, а никто не знает» – предварил он показ, и наконец все вернулись к киноэкрану. Показали видосы со съёмок, местами забавные, где Роман без предупреждающей подписи минздрава правил бал с сигаретой в зубах. Ролики эти были скорее про то, как реконструкторов «окунали» (иногда и в прямом смысле слова брызгая на них из бутылки для создания эффекта волн) для зрителя в эпоху. Многие сцены суровых морских походов снимались в Финском заливе в черте Питера и оператор едва успевал убрать из средневекового кадра газпромовскую Лахта-башню высотой полкилометра. Затем пошёл фильм. Начался он с рассказа румынского или молдавского (??) исследователя, что Любшанская крепость под Ладогой была основана чуть ли не лютичами. Я, было, приуныл, но дальше.. Всё было классно. Нет, не скажу, что прямо идеально и без косячков. Но правда хорошо! По делу было сказано, что часть той славы морских грабителей и викингов, которой всемирно пользуются скандинавы, в значительной степени принадлежит и славянам. Шикарная анимация показала, где жили какие славянские народы; а затем на это всё наехала современная карта с единственной мрачной надписью «Германия». Меня лично очень впечатлил эпизод, где немецкий учёный бродит по полю где-то в германской глубинке, рассказывая Роману об этих местах. Он за несколько минут собирает кучу черепков со словами «здесь была площадь, здесь куча домов, здесь – огромная славянская крепость». Потом он выбрасывает черепки обратно на поле и говорит что-то вроде: «пойдём. Этого добра у нас так много, что мы и внимания не обращаем. Подумаешь, керамика 11 века». Мелькнули в кадре пейзажи Щецина, Гросс-Радена, сказал пару слов, вспомнив любимых им (и чрезмерно введённых в фильм) балтов, почтенный Владимир Иванч Кулаков. Много было, понятное дело, и актёрских реконструкторских сценок. Грозной ватагой пошла на бугурт толпа в средневековых доспехах. Весёлый толстый поляк ловко обрабатывал брусок на средневековом верёвочном станке. Напали на славян викинги, главный из которых, убивший девицу, был принесён конечно победившими славянами в жертву (не «Игра престолов», но люди старались, видно). Полюбившийся мне в поездке городок-реконструкция средневекового Волина появлялся особенно часто, приправляемый цитатами старых авторов. Правда, жена потом сказала, что при незнании этих цитат без титров они не воспринимаются, потому что всё внимание съедает видео. Другой мой знакомец немного возмутился тем, что в фильме, мол, славяне представлены «терпилами» в рамках начавшегося в средневековье, а не во Вторую мировую Drang nach Osten, то бишь «Натиска на восток», ведь и они немцев лупили. Но факт есть факт: балтийских славян немцы вытеснили полностью, в 18 веке их языки, а с ним и самосознание исчезли. Единственная записанная на полабском языке песня предстаёт грустным лейтмотивом фильма. В общем, хорошо, красиво! Но конечно, есть к автору и вопросы. Сразу видно, что для фильма много поездили и сделали, но в кадре мало конкретики, слишком мало о том, что там мимолётом мелькает. Пара слов про Аркону, почти ничего о других городах. Нет рассказов об исторических деятелях, Никлот или Крут не упомянуты. Лишь в связи с одной-двумя цитатами появляются названия письменных источников. Довольно поверхностно рассмотрена тема археологии и кроме песни вовсе нет этнографии. Относительно большое внимание уделено землям племени укрян, которые, на самом деле, не представляли собой чего-то значимого в отличие от таких своих соседей, как племена Лютического союза на западе или обитатели великих Волина, Щецина и Колобжега в Поморье на востоке. Где рассказ о выходе ободритов к Северному морю при Карле Великом? Где великий город Редегост? Где освещение истоков великого дома и княжества Мекленбург? Не самой удачной – при таком-то изобилии материала – можно назвать подборку сохранности славянской топонимики в Германии. Возникает ощущение, что тебе говорят лишь пару слов: вот, такое было, и всё, без подробностей, без уточнений, без продолжения. Но именно в этом, с другой стороны, и состоит заметная ценность этого фильма. Он идёт около получаса, наверное: много ли за него можно рассказать сразу обо всём? Нет, наверно у фильма другая задача: показать, увлечь, заинтересовать. Знаток итак знает, а не-знатоку на первый раз хватит. Я взял слово – став единственным не-киношником у микрофона в тот день, а любителем истории и культуры балтийских славян – и сказал примерно так: будет очень славно, если человек, не знавший ничего, увидит его и заинтересуется, а что там было до Германии? Что это за славяне, куда они делись, чем они жили? И если он откроет если не книгу, то хотя бы гугл-поиск и узнает что-то новое об этих великих родственных нам народах, то фильм уже заслуживает того, чтоб его хвалить и советовать. П.С. Где фильм теперь можно посмотреть и будет ли какое-то продолжение с использованием отснятых наработок, подсказать не могу. Возможно, сам режиссёр отпишется по этому вопросу, не знаю, а так пока – только похвалю снова его за труды и откланяюсь.