Художественных фильмов о славянском язычестве практически нет, и, возможно, кто-то скажет, что надо приветствовать любые начинания в этой пустоте, даже если первые блины будут комом. Но я, пожалуй, не встану в ряды таких приветствующих, рассуждая о названной киноленте. Как гласит древнее славянское предание, клюква – она и в Чехии клюква.

Я давно заприметил анонс фильма, вроде как вышедшего в Чехии в конце 2022 года, но весь 2023 год про него ничего не было слышно в российском тырнете. Наконец, в марте 2024 он вроде как пошёл где-то в России в кино, а ближе к весеннему Равноденствию – логично – появился и на рутрекере в хорошем дубляже.

Жанр фильма – сказка для детей, определить точнее трудно. Я искал здесь художественного обращения к славянскому язычеству – и сполна получил его, хотя и совсем не в том смысле, как бы хотелось. Сюжет довольно банальный: миром правят славянские божества, хорошие и не очень – и вот к этим последним относится Морена, богиня зимы, которая решила хитростью прибрать к рукам весь год, лишив власти надоевших ей сестёр: Весны, Живы (богиня лета) и Осени. Ей помогает трикстер Чернобог, а исправить ситуацию может верховный Сварожич (в русском переводе Сварог), которого им удаётся вывести до игры. Но, понятное дело, в детской сказке добро всегда побеждает, люди приходят богам на помощь и всё кончается хорошо, даже как-то слишком.

Начну с положительных сторон. Картинка в фильме неплохая, красиво показана природа и жилища, вполне годны небольшие вставки анимации и спецэффекты. Сгодится для такого фильма и музыка, в основном дающая приятные фолк-мотивы. Сценаристы немного покопались в этнографии; неевропейской внешности лиц нет; а одна из главных ролей – Весны – досталась приятной глазу девчонке. Божеств в фильме довольно много, и почти все – по именам – аутентичные. Главный из богов любит зависать наверху большого Мирового Дуба, периодически совершенно выпадая из забот о человечестве – прям-таки воплощение известного многим мифологиям отошедшего бога, deus otiosus. Ближе к концовке разыгрывается довольно аутентичный обряд изгнания Морены в ходе весенних празднований (у нас это масленичное сжигание, но в средневековой Чехии было именно бросание в воду). На этом из положительного всё.

Плохого наберётся куда как больше. Важную роль играют серёжки богини Весны. Почему именно они? И почему в итоге всё их значение нивелируется? Разумеется, и вся тема язычества совершенно перевёрнута. Верховный бог славян Сварожич – это откуда такое придумали? Другим важным богом здесь выступает гедонист Радегаст – который, видимо, на самом деле и был как раз тем самым Сварожичем балтийских славян. Под Мировым дубом некая мадам с французским акцентом (???) по имени Езинка (Jezinka, Яга что ли? очень невнятно она представлена) ставит хореографию танцев Вилам – зачем, почему??? Перун здесь – третьестепенный персонаж, который на пару со Стрибогом занят лишь тем, чтобы играть для этого безобразия музыку (соответственно, ударные и духовые). Есть здесь и Велес, наколовший на грудь придуманный Велеславом Черкасовым значок Ɐ – он любит картофельные (!) оладьи, и помимо загробья и пастушества является также владельцем «машины времени», которая является по принципу deus ex machina (ну то есть сценаристу лень придумать логичное исправление возникшей у героев сложности, и он просто даёт Велесу отмотать время назад, о возможности чего раньше не упоминалось). Где другие боги – Дажьбог, Мокошь, Свентовит, скажем, с Триглавом – неизвестно, таких в сюжете нет, хотя кто-то там мелькал в толпе божеств без реплик по сценарию. Поэтому пантеон подбирается странный – смешение восточно- и западнославянских богов, при этом с исключением кучи важных персонажей, но с добавлением сезонов. Скверно подобрали актрис на роли Живы – не такой морщинистой представляю я Лето – и главной героини от мира людей, совершенно несимпатичной Ярушки. Есть в фильме ещё и сын Морены, Смертяк – и он, полностью в духе поздних средневековых западноевропейских представлений ходит в чёрном плаще с капюшоном и с косой, а также.. в очках! Вообще, не вполне ясно, где и когда происходит действо. Но если в какой-нибудь «Калевале» это выглядит круто, и герои могут поехать как мифологическую Похьелу, так и в реальную Карелию или на Неву, не теряя собственных координат – то здесь это снова даёт клюкву – языческая богиня Весна помогает выпекать пряники.. к христианскому рождеству! Повсюду распятия, но совершенно сглажен конфликт между старой и новой верой. В кадре то и дело мелькает некая старинная Книга со сведениями о богах, хранимая бабкой – ведает! – но, после некоторого с ней знакомства кажется, что это шестой том славяно-дурийских вед. Бог Радегаст справедливо смеётся над известным памятником богу Радегасту у горы Радегаст (точнее, Радгошть, чеш. Radhošť, на гуглкарте координаты 49.4825, 18.2530; впрочем, точно такая же – того же авторства и времени, 1930-х, статуя, стоит – внезапно – и в Пражском зоопарке), но сам-то, думается, не сильно больше похож на Редегоста древних велетов и ободритов.

Весна влюбляется в человека и в итоге разыгрывает карту Арвен из «Властелина колец». Однако Арвен эльфийка, ей можно нарисовать счастливый конец – но совсем не им кончается дело, если в смертного влюбляется богиня.. Но хватит привередничать, на всё можно сказать – это детский фильм, зачем им историчность. Тогда к итогам.

Фильм мне не понравился. Он вроде как весь такой добрый и хороший, но не думаю, что стану его пересматривать. Зачем вообще было включать сюда этот непонятно как сделанный пантеон? А если уж его, брать, зачем все эти нестыковки, французские хореографы, картошка и очки? И – независимо от культурного контекста – где же хороший сценарий, в конце концов?? Не, ребята, таких блинов нам и комом не надо. Наелись уже комьев-то.