Пользуясь бездождливым воскресеньем, 20.08.2017, решили наконец съездить в Новгород. Это не так уж далеко от Питера – меньше 3 часов на машине. Значение Новгорода в древнерусской и вообще славянской истории трудно переоценить. С призванием в 862 году варягов Новгород из столицы племени словен стал столицей зарождающейся Руси (хотя в IX в. не стоит забывать и о значении не столь далёкой от Новгорода Ладоги, по отношению к которой, видимо, он и был «новым городом»). Рюрик правил здесь всю жизнь, передав затем престол сыну Игорю под опекунством Вещего Олега. И лишь после завоевания Вещим Олегом племени полян в 882 году и перенесения столицы в Киев, Новгород перестал был главным центром государства. Но он оставался вторым-третьим по значению ещё в течение долгих веков. Всю языческую эпоху Новгород соперничал с Киевом в роли ключевого центра страны. Именно как новгородский князь вступил в борьбу за власть на Руси Владимир Святославич, и, одержав в этой борьбе победу, именно в Новгород отправил своего дядю Добрыню установить новое капище Перуну – тем самым подтверждая, что только стольный Киев выше Новгорода. В ходе крещения Руси, даже если не считать весьма спорную Иоакимовскую летопись, новгородские источники практически не уступают по богатству описания этого события киевским, далеко превосходя любые остальные.

В эпоху раздробленности Новгородская республика была крупнейшим образованием на территории Руси, и одним из крупнейших в Европе. Колонии Новгорода доходили до Урала на востоке и Белого моря на севере; новгородцы достойно противостояли шведам и немцам в борьбе за территории нынешней Прибалтики, Финляндии и Норвегии. В ходе татаро-монгольского нашествия город по существу избежал захвата – конница степняков застряла в непроходимых болотах и так и не дошла к Новгороду. Александр Невский, ещё один князь всея Руси, начинавший как князь Новгородский, просто признал свой вассалитет по отношению к монгольскому хану. Это помогло избежать разорения города, которое испытал Киев и многие другие города Руси. В свою очередь, это создало уникальную ситуацию для археологов. Ни один город славянского мира не может похвастаться столь богатым наследием языческой и раннехристианской эпохи, как Новгород. Раскопки XX века дали настолько грандиозное изобилие материала из Новгорода, что он один вполне может противостоять по отдельным положениям всем остальным славянским городам того времени вместе взятым. Скажем, берестяные грамоты. Всего на территории Руси ныне их найдено около 1200 – и примерно 1000 из них в Новгороде. Или фигурки, интерпретируемые как домашние идольчики – их пропорция по отношению к прочему славянскому миру (включая и Польшу), по некоторым подсчётам, ещё выше, чем у грамот.

Даже после падения ига и объединения Руси московскими князьями, Новгород сохранял особое положение (https://ru.wikipedia.org/wiki/Московско-новгородская_..(1477—1478)). В итоге, в 1570 году Иван Грозный, взбешённый вольностью Новгорода, организовал крупный военный поход, подорвавший величие славного города (https://ru.wikipedia.org/wiki/Новгородский_погром). В страшной резне уничтожив, по некоторым мнениям, до трети местного населения, безумный царь добился того, что с этого времени Новгород становится обычным, ничем кроме истории не выдающимся провинциальным городком. Сегодня Новгород уступает по числу жителей даже таким своим незначительным соседям как Вологда и Тверь, а по отношению к Питеру он меньше аж в 25 раз. Досталось Новгороду и в ходе Второй мировой – город был взят немцами уже в начале войны, и 2,5 года он находился в разрушительной оккупации. 20 января 1944 года, «в день освобождения Великого Новгорода, в нём оставался всего 51 житель» (http://www.1tv.ru/news/2015-03-05/20704-velikiy_novgo..). По счастью, сегодня Новгород – довольно милый и не такой уж маленький провинциальный город, вполне стоящий того, чтобы его посетить.

Достопримечательности центра Новгорода расположены очень компактно. В радиусе 15 минут пешком друг от друга находятся следующие пункты: Новгородский кремль или Детинец, на территории которого, кроме прочего, находится православный Храм святой Софии, Памятник тысячелетия Руси и Новгородский музей-заповедник; Ярославово дворище; Пешеходный мост, стоящий на месте прежнего Великого моста; Власьевская церковь на Волосовской улице; Троицкий археологический раскоп. Теперь – обо всех этих посещённых нами местах по порядку.

Кремль или Детинец – это, как и во многих других старых городах – крепостная стена, ограждающая наиболее значительные для древности соборы и постройки. Сама стена не такая уж древняя, и относится к XV веку. Зато Собор святой Софии – это не просто древность, а старейший построенный русскими храм, частично сохранившийся в неизменном виде. Уже менее чем через 30 лет он отметит тысячелетие – Ярослав Мудрый заложил его в 1046 году, а в 1050-м храм был закончен. Хотя киевский Собор святой Софии заложен был раньше (примерно 1010–1037), он не раз бывал разрушен – первый раз как раз не дошедшими до Новгорода монголами – и сейчас представляет собой уже даже не вторую и не третью версию самого себя (итоговые годы постройки – 1740-е). А вот новгородский собор в основе своей – тот же самый, который заложил сын Владимира Святославича Ярослав Мудрый, подвергнувшийся куда менее существенным перестроениям. Для археологов и историков большое значение имеют граффити, которые с древности наносились посетителями храма на стены (https://www.hse.ru/news/179115691.html). Я не нашёл их – повсюду была явно позднейшая роспись, шла служба, и меня, с камерой в руках, стали, пусть и не очень нагло, гнать вон. Близ храма стоит красивая колокольня, впрочем, куда менее старая.

Напротив храма, буквально метрах в 70 от него, стоит Памятник тысячелетия Руси. В 1862 году, на тысячелетие (согласно «Повести временных лет») призвания варягов, этот красавец-памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II, за год до того отменившего крепостное право. На памятнике изображено множество славных к тому времени деятелей русской истории и культуры. Любопытно, что здесь дважды показаны (пусть и довольно неисторично) славянские истуканы (Перуна и Велеса); в согласии с описанием «Истории» Льва Диакона изображён князь Святослав.

За памятником, ещё в нескольких десятков метров, стоит большое здание со львами, включающее библиотеку и Новгородский музей-заповедник. Насколько я понимаю, это самый богатый славянскими языческими артефактами музей в мире. Здесь в оригинале просто множество всего по истории древней Руси: языческие идолы, включая Новгородские деревянные фигурки и знаменитый каменный Шекснинский идол – по ощущениям, это действительно живой древнерусский идол, но вряд ли изображающий кого-то верховного и главного – а также берестяные грамоты, подвески, включая секиры Перуна, лунницы, импортные молоточки Тора и т.д. и много чего ещё. Почти все экспонаты – оригиналы, а не копии, как в некоторых музеях Германии. Верхние этажи музея посвящены иконам, истории Новгорода в ходе Второй мировой и т.д., в общем, если вы любитель истории, выделите на этот музей не один час.

Из Детинца через довольно широкую здесь реку Волхов к Ярославову дворищу ведёт Пешеходный мост. Он стоит на том же месте, где столетия назад располагался Великий мост, в течение веков единственный в городе. Целый ряд новгородских летописей с небольшими вариациями сообщают следующую легенду о нём. Когда в 989 году состоялось крещение Новгорода, деревянный идол Перуна, проявляющий все признаки живого существа, был сброшен в Волхов. Проплывая под Великим мостом в сторону Ладоги, Перун бросил на мост свою палицу, крикнув: «дети Новгорода, поминайте меня, тешась этим». В итоге ещё в XVI в. Герберштейн, посещая Новгород, слышал это предание (он передал слова Перуна как: «вот вам, новгородцы, на память обо мне») и описывал обрядовые бои на Великом мосту, куда сбегались, словно поминая Перуна, с обоих берегов в большом числе раз в год жители города. Что касается Ярославова дворища, то и сегодня, спустя более тысячи лет, на этом месте находится рынок, где можно купить мёд, берестяные поделки, куклы и т.д.

Не раз высказывалось мнение, что церковь святого Власия стоит на месте бывшего капища Велеса (https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Власия_на_Волос..). Не стану спорить или подтверждать это мнение, однако несомненно, что Велеса в Новгородчине знали и почитали. Церковь Власия стоит на том же берегу что и Детинец, совсем рядом с ним. Это крошечная церквушка, глубоко погрузившаяся в землю, и, как понимаю, закрытая. Ещё не так далеко отсюда – Троицкий раскоп (https://ru.wikipedia.org/wiki/Троицкий_раскоп), место, где было найдено, например, порядка 400 берестяных грамот, гусли с надписью XI века («Словиша»), масса бытовых изделий. К сожалению, он уже был закрыт, когда мы добрались досюда, но значительное число местных находок мы видели в музее-заповеднике. Сюда можно было бы попасть на экскурсию.

Последним в эту поездку нашим пунктом посещения стала Перынь. Это место уже довольно далеко от центра города. Многие учёные, включая титанов археологии Б.А. Рыбакова и В.В. Седова считали, что это место былого капища Перуна (откуда и название). Сегодня это мнение хотя и не отвергнуто, однако является по меньшей мере спорным. Перынский скит – мужской монастырь, тоже довольно древний, на этом месте – живописен. Это церковь и несколько зданий вокруг на полном комарья берегу – не то ещё озера Ильмень, где гостевал былинный Садко, не то уже реки Волхов, на которой родилась Русь. Впрочем, даже и на двадцать минут просмотра здесь попросту ничего нет, если вы не запаслись шашлыками или принадлежностями для купания.

Безусловно рекомендую Новгород к осмотру всеми любителями славянской древности. Несмотря на беглость, поверхностность этого посещения (для меня, на самом деле, уже не первого), у меня возникла мысль, что в отдельных аспектах я увидел здесь за несколько часов больше славянской древности, чем за две недели в Германии со всеми её Рюгенами и Вольгастами (https://vk.com/wall-119055965_10701